Ван Гог, как «инвестпроект». Взгляд финансиста

Ван Гог, как «инвестпроект». Взгляд финансиста фото

Ван Гог, «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889

Деньги – это шестое чувство, без которого остальные пять бесполезны.
Сомерсет Моэм


В одном из исследований с широкой выборкой, социологи поставили вопрос: «Кто из художников всех времен наиболее известен и гениален?» Респонденты назвали три имени: Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо и Винсент Ван Гог. Леонардо символизирует интеллектуальный прорыв эпохи возрождения, Пикассо, получивший прижизненное признание - арт-поиски ХХ века. Ван Гог же ассоциируется с мастером, творившим на грани одержимости и безумия, интересующегося исключительно искусством. Только живопись. Все материальное им игнорировалось или презиралось.

Так ли это? Тема предлагаемого материала – «финансовый срез» судьбы и творчества великого постимпрессиониста. Где, как и при каких обстоятельствах, жизненный путь и произведения легендарного голландского мастера конца XIX века серьезно пересекались с миром денег.

Из биографии



Опустим детство Ван Гога (иногда пишут ван Гог) родившегося в 1853 г., о котором он впоследствии вспоминал, как о «мрачном, холодном и пустом» периоде. Но, нельзя не отметить семью, из которой произошел художник. За его плечами не было пустоты. Никогда. Его всегда, от рождения до смерти поддерживали небедные родные и близкие. Может быть, не понимали, но помогали.

Дедушка Винсента по матери – востребованный и высокооплачиваемый мастер переплета старинных книг и рукописей. Услугами деда пользовались даже представители европейских монархов. Еще одно направление его деятельности – книготорговля. Три дяди Ван Гога успешно проявили себя в бизнесе на предметах искусства и антиквариата. Еще один занимал пост адмирала. Младший брат - Теодорус (Тео) станет успешным галеристом и торговцем картинами, и сыграет особенную роль в судьбе живописца.

Получив неплохое (по ряду источников, даже весьма достойное) среднее образование, включая глубокое изучение трех главных европейских языков, английского, французского и немецкого, 16-летний Винсент устраивается в Гаагское представительство антикварно-художественной компании Goupil&Cie. Конечно, «с улицы», без протекции, попасть в солидное учреждение мальчику было бы невозможно. Ни тогда, ни сейчас. Все банально просто, совладелец фирмы - дядя Ван Гога по имени Винсент. Тоже Винсент. В честь его и был назван племянник.

Под покровительством «дяди Сента» Ван Гог в течение 7 лет трудится арт-дилером. В Гааге, Лондоне и Париже он профессионально изучает прекрасное строго с коммерческой стороны – что и когда покупать, и когда продавать для максимального успеха сделки.

Непрерывное общение с лучшими образцами мировой живописи сделали из Ван Гога вначале эксперта профильного рынка, а только потом – начинающего художника. Будущий гений постимпрессионизма двумя фразами описал такой зигзаг в своей судьбе: «Находясь в окружении картин, я воспылал к ним неистовой, доходящей до исступления любовью» и «У искусства нет худших врагов, чем торговцы картинами». Не удивительно, что с такими мыслями он, в конце концов, бросил работу в компании.

После Goupil&Cie Ван Гог перепробовал много чего: учитель, помощник пастора, продавец книг, переводчик, наконец, студент-теолог и миссионер в шахтерском поселке на юге Бельгии. В 1880 году, в возрасте 27 лет Винсент окончательно решает стать художником.

Рисованию Винсент учился обстоятельно и системно. Что опять же требовало немалых средств и сторонней помощи. Дяди, арт-бизнесмены, присылали племяннику новейшие учебные пособия. Ван Гог посещал Брюссельскую и Антверпенскую академии художеств (очевидно, не бесплатно), брал уроки у дальнего родственника, гаагского пейзажиста Антона Мауве. И начинает писать. Первое пристрастие, первое направление – «крестьянская живопись».

Наконец, в 1886 году Винсент уезжает в Париж к брату Тео. В столице «нового искусства» Ван Гог учится в престижной студии Фернана Кормона. Здесь и далее, последние четыре, самых плодотворных года жизни художника, его поддерживает Тео. За ним Винсент, как за каменной стеной. Он может не думать о деньгах.


Тео Ван Гог (1857-1891)

Он может покупать качественные краски, кисти и холсты, колоритные блузы и шляпы, оплачивать лечение и все прочие расходы. На деньги Тео.

Он может мечтать о создании студии «Мастерская Юга» в Арле, Прованс, с привлечением самых громких имен. На деньги Тео.

Но он не сможет вынести даже мысли о том, что милому Тео будет сложно финансировать их грандиозный арт-проект. Ведь на плечах брата будет содержание уже не только старшего Ван Гога и пожилой матери, но и своей, недавно заведенной семьи.

Братья. Проект



Младший брат Винсента пошел по его стопам. Та же компания - Goupil&Cie, та же работа – арт-дилер и даже, тот же возраст. Винсент пришел на фирму в полные 16 лет, Тео – на шестнадцатом году. Он стал самым молодым ее сотрудником.

Но в бизнесе Тео пошел дальше, гораздо дальше. Можно без преувеличения сказать, что он сделал блестящую карьеру арт-торговца. В 1884 году 27-летнего Теодоруса переводят в главный, парижский офис Goupil&Cie. Молодой, перспективный сотрудник убеждает руководство дать ему возможность проводить операции с полотнами импрессионистов – «светлой живописью».

Его назначают управляющим «экспериментальным» филиалом компании на Монмартре. В галерее Goupil&Cie Тео устраивает вернисажи, уже набравших силу, Писарро, Моне, Сислея и Дега. Этажом выше, молодой управляющий снимает квартиру и выставляет в ней уж совсем дерзких новаторов – Синьяка. Гогена и … И приехавшего к нему в 1886-ом брата. Винсента Ван Гога.

Весьма спорной является мысль о том, что Ван Гога не интересовал успех при жизни. Весьма. Единственное же материальное мерило его величины – деньги. Так было, так есть и так будет еще очень-очень долго. Другого критерия не изобрели.

И вот два брата – один торговец искусством в прошлом, другой в настоящем, задумывают грандиозный инвестиционно-художественный проект на основе новой живописи. Тео и Винсент решают развить «светлый» метод импрессионистов и довести его до абсолютного коммерческого успеха. Полотна из их «цеха» должны были появиться не только в элитных государственных и частных собраниях. О нет. Произведения от «Ван Гогов», по плану братьев, должны «зайти» в дом каждого обывателя.

Винсент вывел гениальную формулу: «Ничто не поможет нам продать наши картины лучше, чем их признание хорошим украшением для домов среднего класса». Каково? Чувствуется хватка арт-дилера с семилетнем стажем.

Долой мрачные тона, в которых написаны, в частности, «Едоки картофеля» допарижского периода


«Едоки картофеля» 1885, Музей Винсента ван Гога, Амстердам

Кто захочет повесить это в столовой или в спальне и смотреть на серые, унылые лица год за годом?

Больше света, больше цвета, больше экспрессии! Больше радости! Больше жизни, наконец.

Роли четко распределены. Ресурсы инвестированы.

Тео назначает брату содержание в 220 франков в месяц, плюс весь расходный материал, включая «спецодежду». Причем, кисти, краски и холсты – только самого высокого качества. Благодаря этому, картины Ван Гога сохранились гораздо лучше, чем, например, произведения Поля Гогена, у которого не было такого покровителя.

Пусть вас не вводит в заблуждение размер суммы в 220 франков. В 1880-ые – это четверть месячного дохода французского адвоката или врача. Винсент не бедствовал. Он имел возможность жить не только в Париже, но и уезжать на пленэр за город и в Прованс.

Его задача – рисовать, «изготовлять продукцию». Вначале одному, но проект включал создание «Мастерской Юга» в Арле, куда Ван Гог хотел привлечь того же Гогена и других единомышленников.

За Тео – продвижение и реализация. Но и здесь ему поможет брат. Он более, чем активен в рекламе своего творчества. Ван Гог устраивает выставки в кафе и ресторане, где ему удается выручить деньги за несколько полотен. По воспоминаниям Писарро, Винсент проделывал вообще немыслимые для творца вещи. Он мог остановить любого прохожего на улице и прямо на тротуаре продемонстрировать парочку своих работ. Кто-то примет это за признак отклонения от нормального поведения. Кто знает? А чем это не прием внешней директ-рекламы?

Результаты проекта



Вот тут при жизни Ван Гога похвастаться особенно нечем. Это правда. Идеи братьев значительно опередили свое время. Лет на 80. До эпохи поп-арта Энди Уорхола было еще, ой как далеко.

Но то, что Винсент Ван Гог ничего не смог продать до своей смерти– тоже преувеличение.

Да, сбыт был невелик, но он был. В 1882 г. картины голландца приобретались его соотечественником, торговцем предметами искусства по имени Терстиг. Об этом факте Винсент с удовлетворением написал брату: «Первая овечка прошла через мост».

Далее, упомянутые выше продажи в ресторане «Ла Форш» и в кафе «Тамбурин» в Париже в 1887 г. По мнению ряда исследователей творчества Ван Гога, он распродавался еще при жизни ничуть не хуже того же Гогена. Документально подтвержден факт реализации 14 полотен. В действительности, это число было куда больше. Но вот цены оставляли желать лучшего.

В конце 1889 года прорыв таки произошел. На брюссельской выставке «Группы двадцати» Ван Гогу удается продать знаменитые «Красные виноградники в Арле» за очень серьезные деньги. 400 франков.


«Красные виноградники в Арле», 1888, ГМИИ им. Пушкина, Москва

В письме Тео Винсент так описывал впечатления от пейзажа:«Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник— красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним— зеленое небо, вокруг— фиолетовая. после дождя земля, кое-где на ней— жёлтые отблески заката».

Через год на пшеничном поле возле городка Овер-Сюр-Уаз под Парижем прозвучал сухой револьверный выстрел. Через 29 часов Винсента Ван Гога не стало. Тео пережил брата на полгода.

Участники ушли. Проект закрылся...

Итог – 2100 произведений с подписью:



Из них 860 картин маслом. 860 картин Ван Гога!

А дальше... Дальше - взрыв, бум и повальное увлечение всего мира творениями «сумасшедшего голландца».

Несколько фактов из хроники успеха наследства Винсента Ван Гога.

1901 и 1905 годы Париж, 1905 г. - Амстердам – первые крупные ретроспективы Ван Гога.

1912-14 гг. – выставки в Кельне, Нью-Йорке и Берлине, ставшие событиями в мировой живописи.

1987 г., Лондон. Японская компания приобретает «Подсолнухи» за $40 млн.


«Подсолнухи», 1888

15 мая 1990 г. Миллиардер Рёэй Сайто отдает за «Портрет доктора Гаше» уже $82,5 млн. Признается абсолютным рекордом арт-рынка ХХ века. Побит только через 10 лет.


«Портрет доктора Гаше», 1890

1993 г. «Пшеничное поле с кипарисами» ушло за $57 млн.

Конец 1990-х – в частное собрание ушел «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой». Минимальная оценка сделки - $80 млн.


Проект братьев, задуманный ими в середине 1880-х на Монмартре, таки состоялся. Идея была превосходной. Конечно, подлинники Ван Гога не глядят на нас из каждого дома. Но… Но вектор был выбран безупречно точно. Время это показало, в том числе, и ведущими тенденциями в живописи прошлого века.

Арт-дилер и художник, бывший арт-дилером в прошлом, ошиблись только в одном параметре инвестиционного проекта – в сроке возврата вложенных средств (материальных и творческих) и прибыли. Прибыль же (уже в любом смысле) превзошла все предположения.

Но ждали они слишком мало. Оба.

Или не могли ждать дольше?


Могилы Винсента и Тео Ван Гога на кладбище в Овер-Сюр-Уаз


Интересно о финансах
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть