Рынок предметов искусства. Как заработать на прекрасном

Арт-рынок — один из важных, пусть и специфических, сегментов мирового финансового рынка.

Капитализацию только сектора живописи эксперты оценивают не менее, чем в четверть триллиона долларов. В свободном же обращении находятся, всего лишь, 1-2% глобальных «живописных» активов.

Средняя доходность профессиональных арт-вложений вполне может составить 15% годовых. А если инвестор рассмотрит перспективного автора в самом начале его взлета, то... То, покупка произведения искусства может дать отдачу в несколько тысяч долларов на один вложенный.



Два примера по творчеству великого испанца ХХ века Пабло Пикассо.



В 1951 г., американцы, супруги Броуди покупают его картину «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев», год создания — 1932-ой. Автор, уже достаточно известная личность. Тем не менее, Броуди платят за холст всего $19000. Стоимость же «Обнаженной...» на торгах 2010 г. в США составила 107 млн долларов. На каждый затраченный в 1951 году доллар, вдова (увы, уже вдова) Броуди получила $5631.

Джон Уитни становится счастливым (совсем без иронии) покупателем «Мальчика с трубкой» Пикассо. написанного еще в 1905 году. Цена - $30000. В 2004 г. собственник смог продать «Мальчика...» за $104 млн. Рост стоимости актива за 54 года — в 3466 раз.

Рынок предметов искусства. Как заработать на прекрасном фото

«Мальчик с трубкой» Пикассо, 1905

Конечно, доллары начала 1950-х совсем не те, по своей покупательной способности, что в XXI веке. Но все же... К слову, индекс Доу-Джонса за период 1955-2016 гг. вырос только в 38 раз.

Изюминка арт-рынка

состоит в том, что далеко не все объекты можно оценить. Оценить точно. Мировые шедевры Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти или Микела́нджело Буонарро́ти, сосредоточены, в подавляющем большинстве, в государственных музеях и галереях и никогда не выводятся на аукционные торги. Нет торгов — нет цены.

Пожалуй, одним из совершенно единичных случаев варварских распродаж выдающихся госфондов в ХХ веке, можно считать реализацию 48 полотен гениев живописи из собрания Эрмитажа в 1929-34 гг, Она была предпринята Совнаркомом СССР для пополнения золотовалютных запасов. Ни до, ни после, мир такого безумия больше не видел.

Косвенным методом оценки «бесценных» шедевров можно считать сумму страховки на случай порчи или утраты арт-объекта. Такая процедура применяется довольно часто при транспортировке и организации экспозиции в «чужом» музее. Так, для выставки в декабре 1962 г. в США «Моны Лизы», сумма страхового возмещения на непредвиденный случай составила бы $100 млн. В ценах 2006 г. - $670 млн.


Рыночную цену предметов искусства

— объектов купли-продажи фиксируют аукционные дома. Крупнейшие - «Кри́стис» (Christie’s) и «Со́тбис» (Sotheby's). Обе компании контролируют 90% объема мировых продаж профильного рынка.

Выручка только Christie’s, по итогам 2015 г., составила почти $7,5 млрд. Sotheby's –публичная компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (тикер BID), капитализация - $2,21 млрд, валовый доход за последний отчетный период - $879 млн.

Самые дорогие картины в мире



Арт-рынок делится на два больших сегмента: открытые и закрытые торги.

Открытые торги значимыми экспонатами проходят, преимущественно, на упомянутых Christie’s и Sotheby's.



«Алжирские женщины» Пикассо, 1955

Согласно Википедии, первая тройка наиболее дорогих картин, проданных открыто, выглядит следующим образом:
1. «Алжирские женщины» (1955), Пабло Пикассо, реализована за $179,3 млн 11.05.2015 г.
2. «Лежащая обнаженная» (1971-18) Амедео Модильяни, чуть уступает первому номеру. Цена - $170,4 млн, дата продажи 11.11.2015 г.
3. Триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) кисти Фрэнсиса Бэкона ушел 12.11.2013 г. за $142,4 млн.



«Когда свадьба?» Поля Гогена



На закрытых торгах результаты несколько выше.
Первое место — у «Когда свадьба?» Поля Гогена. Цена — около $300 млн. Картина продана в 2015 году.
Второе — у полотна из серии «Игроки в карты» Поля Сезанна. Оно поменяло хозяина за $250 млн в 2011 г.
На третьем месте — творение уроженца Витебской губернии Маркуса Ротковича, известного, как американский художник Марк Ротко, работавший в стиле абстрактного экспрессионизма. Его № 6 (Фиолетовое, зелёное и красное) 1951-го года нашел нового владельца в августе 2014 г. за $186 млн.

Стратегии заработка на арт-рынке



1. Найти перспективного художника, скульптора, автора и вкладывать в него деньги на начальном этапе творчества. Раскручивать имя и продвигать работы. «Делать рынок» по своему избраннику, не забывая приобретать лучшие образцы. Своего рода, продюсирование.

2. Коллекционирование в разных сегментах и по разным авторам. Инвестор формирует диверсифицированный портфель арт-вложений. Если делать это с умом, прислушиваясь к искусствоведам, вполне возможно, что какая-то позиция через несколько лет «выстрелит».

3. Первые две стратегии арт-инвестиций предполагают, как наличие значительных средств, так и большие временные затраты. Это далеко не каждому под силу. Для небольшого инвестора может подойти направление, получившее название «фондового арт-индекса». Он может приобретать акции или инвестиционные сертификаты компаний или инвестфондов, имеющих отношение к арт-бизнесу. Наиболее яркий пример - акции аукционного дома Sotheby's.



график акций Sotheby's (BID) c 1988 г., источник YAHOO! Finance



Интересно о финансах
Этот пост находится в коллекциях: Деньги
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть